НОВЫЙ САЙТ lubates

Главная » Статьи » Мои статьи » Мои путешествия

Южный Урал

Южный Урал .

Наше путешествие началось с дождя. Он шел всю ночь, то усиливаясь, то замедляясь. Но по прогнозу интернета там, куда мы собрались - солнце. Очень хотелось в это верить. А собрались мы на Южный Урал. До нашего места базирования примерно 600км. Базовая остановка в Стерлитамаке. Там у нас забронирована двухкомнатная квартира на три ночи. Выезд от Воткинска намечен в 8 часов утра. Едем мы на двух машинах: мы с супругом на ладе-приоре и наш сын с женой и сыном – подростком на фольксвагене – поло. Наш маршрут лежит через г. Чайковский, Куеду, Бирск, Уфу. Поехали!

При подъезде к г. Чайковский, дождь превратился в ливень: дворники не справлялись с потоком воды. Дорога от Воткинска до г. Чайковский – это плохо заасфальтированная тропа, проложенная пьяным человеком. Впечатление такое, что едешь по шпалам, расположенным по синусоиде. К нашей радости за городом дорога становится лучше и можно добавить скорость.

Вообще-то мы не спешим, часто останавливаемся, чтобы сфотографировать понравившийся вид или перекусить, или просто немного отдохнуть.

В Пермском крае начинаются сиреневые поля. Как-то в это же время года мне пришлось ехать до Москвы, по обочинам дорог тоже были сиреневые поля. Это цветут люпины. Не знаю, выращивают ли их на корм скоту и некачественно убирают или семена разносятся птицами, но, похоже, вся Россия заросла люпинами. В некоторых местах от самой дороги и до горизонта колышется сиреневое море!

Местность очень холмистая и с вершины очередного холма открывается прекрасный вид. Сфотографировать его сложно, так как. всё же глаз человеческий несравним с фототехникой. Леса здесь, в основном, хвойные. Так же, как и в Удмуртии, видны коричневые пятна засохших деревьев. При подъезде к Башкортостану, лесов становится меньше и меняется их состав. Больше становится лиственных деревьев. Многие осинки стоят почти голые. Видимо, и здесь было много майских жуков, объевших все листья. Перед Уфой строится большая дорожная развязка, в которой мы делаем неверный поворот и уезжаем в город. Вообще-то мы должны были проехать мимо. Навигатор стоит в машине сына и пробираемся по чужому городу по нему. Но машинка у них легкая и более маневренная, чем наша. Ехать, при большом движении, хвостиком - для нас очень сложно. На какой-то круговой разворотке подрезаем крутую машину и видим в окошке кулак. Хорошо, что разбираться с нами никто не захотел, но адреналину выплеснулось в наши тела великое множество. Ура! Выехали из Уфы. Теперь до Стерлитамака простая и, на сегодняшний день, почти пустая дорога.

Дождевые тучи никак не хотят оставить нас в покое. Они то расходятся, дразня коротким солнышком, то снова сгущаются, пугая грозовым дождем. Снова видим какое-то голубое поле, но это уже явно не люпины.  С поля возвращаются к своей машине две девушки с букетами. Решили тоже остановиться.

Я не знаю эту траву. Видимо, посажена она на зеленый корм, т.к. видели на поле комбайн, скашивающий ее. Но даже как-то неприятно видеть, что такое красивое, цветущее сиреневое поле, скашивают. Можно без конца стоять на краю его и смотреть, смотреть, смотреть…

Какой чистый город Стерлитамак! Ну, за что можно уважать как руководство нашей Удмуртии, так и жителей ее? Живем, как на помойке! А здесь кругом порядок и чистота. Пробираемся по навигатору, а следовательно по дворам, к нашему жилью. Конечно, квартира бомжатская. Если бы мы нигде не отдыхали, то приняли это как должное. Помню, лет 30 назад снимали мы комнату в Ленинграде. Это была совершенно зачуханная комната в многокомнатной квартире с грязными обоями и ужасной ванной. Однако сравнить ее было не с чем, и мы были довольны просто крышей над головой. Но сейчас даже в бунгало постель застилают большими, чистыми простынями, которые не сбиваются при каждом повороте тебе под бок. В этом смысле российский сервис еще долго будет таким. Ну, это к слову. Цена квартиры была 1200 за ночь, а мы планировали провести в ней только две ночи (третья в палатке в ущелье). В квартире было можно готовить, стирать, мыться, т.е. все удобства были. Смущала только чистота всего этого.

Оставляем вещи и идем гулять по городу. Наше жилище находится не далеко от центра, поэтому идем погулять в центральный парк. Еще раз отмечаем красоту и ухоженность города. А еще здесь очень вкусное мороженое!

И тут потихоньку начинается мелкий дождь. А как же обещанная ясная погода!?

Утро следующего дня начинается плачевно. Примерно с полуночи за окном лило и лило. Встали, позавтракали и озадачились. Посмотрели прогноз погоды. К трем часам обещали солнце. Выходим на улицу. Совсем сыро. У наших ребят на ногах только кроссовки. Обходим со снохой (Наташей) ближайшие магазины и рынок, в надежде купить сапоги или калоши. Но, видимо, в этом чистом городке такой обуви не носят. Приходится ехать как есть. Наш маршрут на сегодняшний день лежит к скале Килим ускан и к водопаду Кук Караук. Выезжаем из города и едем опять же по навигатору до села Макарово.

В интернете мы прочитали, что до Макарово асфальтированная дорога. Однако навигатор нас опять завел куда-то в тьму-таракань.

Остановились в конце деревни… Дальше виднелась, непроезжая после дождя, луговая дорога, а навигатор показывал, что до пункта нашего назначения осталось четыре километра. Стали расспрашивать дорогу у местных жителей. Нам показали какую-то новую дорогу, пробитую в скале и уходящую вверх, за перевал.

Дорога была гравийная, но вполне проезжая и поднявшись на перевал, мы увидели село, хотя и с другого конца. Замечательно! Не надеясь больше на навигатор, спрашиваем, как добраться до водопада. Нам машут рукой, мол все прямо и прямо и мы выезжаем за село. Теперь уже, действительно, дорога одна.

По сторонам дороги начинаются скалы. Красивейшие обрывы, утесы, разломы. Где-то растут деревья, где-то виднеется голый камень разной расцветки.

Красота! Вот, наконец, и искомая скала.

По легенде с этой скалы сбросился влюбленный юноша, не дождавшись ответных чувств. Буквальный перевод «Калим ускан»- Калим упал или сбросился.

В этой же скале находится пещера Салавата Юлаева. К этой исторической личности пещера прямого отношения не имеет, но после того, как здесь сняли фильм про Салавата Юлаева, пещере дали его имя. Обо всем этом в интернете много информации, кому интересно, можно прочитать. Т.к. мы покинули город в дождь, то здесь у подножья скалы, было необычно пусто и тихо. Мы-то наивно думали, что здесь и всегда так, и для начала решили перекусить. Только Тимофей у нас, как и положено подросткам, полез в пещеру. В эту пещеру попасть можно только в сухой период времени года. Весной перед ней течет, судя по руслу, очень широкая и бурная речка Сикаси. Но сейчас уже середина июня, дождей, до сегодняшнего дня, не было с начала весны и речка ушла в поноры. Все же грустно видеть  наши достопримечательности. Хоть и «развивается наш туризм», но по-моему, только в кабинетах чиновников.

Вход в пещеру, как везде пишут, в шести метрах от земли. Не знаю, от какой линии считается высота, мне показалось, что все же вход пониже. Подняться предстоит по самодельной, наскоро сбитой, недостаточно высокой лестнице. После дождя грот перед пещерой сырой и скользкий. Дно - камень и глина. Тимофею повезло, что поднялся он туда один и осмотрел спокойно начало пещеры. Пока мы жевали, солнце припекло, народ прибыл как-то разом. Я пыталась переждать, когда эта шумная группа, человек десять, покинет достопримечательность, но переждать их было невозможно. Их нашей компании только я изъявила желание подняться в пещеру. Мне странно, что она все еще не завалилась. Ну, почему у нас такой простой и дикий народ!? Забравшись в пещеру, начинают орать, визжать и т.п.! Мне идет седьмой десяток (какой ужас!!!) лет и я не скалолаз.

В грот я, конечно, вскарабкалась. Он достаточно высокий и просторный. Дальше идет подъем на небольшую площадку, как пишут малый зал. В этом месте пещера, пожалуй, высотой метра два с половиной. Слева в потолке этого зала, находится дыра сантиметров 80 в диаметре. Здесь уже темно, но  из грота еще проходит свет. К этой нише в потолке приставлена совсем уж слабенькая лестница, сколоченная из подручных, точнее подножных материалов. На первый взгляд она не выдержит даже моего веса. Но там, надо мной, стоят мужики с фонарями на лбах. При фотовспышке я вижу чью-то ногу. Видимо, они пошли дальше. Я им молча завидую, т.к. в нашей компании спелеологов не нашлось.

Для простого человека, ощущение не приятное. Дело не в том, что тут сыро и холодно. Но ощущение такое, будто тебя отделили от всего остального мира. Едва ли смогла бы я просто ради интереса идти в пещеру, например, вдвоем. Когда идешь большой компанией, сохраняется чувство стадности и пофигизм российского туриста. Но если идут 2-3 человека, да еще без проводника, думаю, количество адреналина в крови, сразу возрастает.

Пещера интересно усиливает звук. Когда стоишь возле скалы и разговариваешь, то впечатление, что говоришь в рупор. Это не эхо, а какое-то усиление звука.

Вот теперь я понимаю, что такое каменный ручей. Дно не широкого, ( метра два - три )русла речки Сикаси сплошь покрыто большими и маленькими камнями. Впрочем, в некоторых местах, каменное ложе реки становилось значительно шире. Встречаются очень большие камни разной формы, но и они гладкие, без острых краев. Маленькие камни вообще закатанные, гладкие. Понятно, что много, много лет их катит, потихоньку, ниже и ниже по дну русла. Сейчас вода ушла, и камни греются на солнышке до следующей весны.

Мне было очень интересно увидеть, что такое «поноры»? Постигло горькое разочарование. Я почему-то думала, что если речка уходит под землю, то должна быть какая-то воронка, или яма, куда с грохотом падает вода. Так рисовало мое воображение это явление. Увы. Текла, текла маленькая речка и затерялась между камней. Просто растворилась в камнях. Правда, в одном местечке образовалось малюсенькое озерцо. Не более полутора метров в диаметре.

В этом месте как-то неприятно пахнет сыростью и еще не понятно чем, хотя вода исключительно прозрачная.А вот маленькие рыбешки не захотели уйти в поноры и греются себе  на мелководье.  Кстати, совсем не обязательно идти от пещеры до этого места пешком по руслу реки. Можно проехать вверх, по дороге к водопаду, думаю, метров 800, и с дороги есть наезженный съезд к месту где находятся эти поноры. Вообще при объяснении какого-либо маршрута, люди часто пользуются словом «недалеко». Вот и мы пошли с Тимой от пещеры к понорам, которые «недалеко». Светило жаркое солнце. Погода была неустойчивой, и мы были в штормовках. По хорошей дороге, пожалуй, действительно, не далеко, но ведь идешь-то по камням. Тем более, не зная нахождения конечной точки, идти сложно. Если полкилометра, то ладно, а если ваше «не далеко» это километра два, то прыгать и прыгать по жаре занятие долгое и утомительное. Но мы дошли пешком по руслу спрятавшейся речки, чего рекомендуем и всем туристам..

До водопада Кук Караук от скалы Калим ускан, думаю, около двух километров. Мы ехали после дождя, но дорога была вполне проезжей. Другой дороги там нет и заблудиться, действительно, невозможно. В самом высоком месте водопад был не более 2.5 метров. Пишут, что смотреть этот водопад надо весной, когда талая вода ревет и грохочет по огромным камням. К слову сказать, и тут кроется маленькая неприятность. Водопад этот уже не натуральный. Когда строили рядом дорогу, то в речку под гору, недолго размышляя, столкнули несколько камней. Возможно, раньше он был менее раздроблен, чем сейчас. Над водопадом еще сохранились остатки старого деревянного мостика. Отдыхающие у водопада долго не задерживались.

У нас была возможность спокойно полазить по каменным глыбам и даже полежать под струями водопада. Постоять было невозможно, так как в самом высоком месте вода падает на наклонный камень, который очень скользкий и вставать на него под струи рискованно.

Вода прохладная, но не холодная. Солнце светило, птицы пели, вода журчала – мы были счастливы! Теперь наш переезд в Гумеровское ущелье. Там мы планируем переночевать.

До села Гумерово ведет асфальтированная дорога, и добрались мы без проблем. При въезде в деревню, понятно, что к ущелью надо бы проехать слева по лугу. Тут даже есть какая-то дорога, но только для внедорожников. Не желая завязнуть, спрашиваем, как лучше проехать. От главной дороги поворот налево примерно посередине деревни. Никто нас не предупреждал, что дорога идет через речку без моста, но проехав с полкилометра, мы уперлись в ручей, шириной, примерно, метра три. Сын взял палку и пошел проверять дно.

Сама дорога была грязная и скользкая, поэтому, казалось, что переехать речку напрямик не получится. Но как выяснилось, у горных речек дно  каменистое и совсем не вязкое. Глубина ручья была сантиметров 30-40, и мы проехали спокойно. Эта речка текла по лугу, петляя и извиваясь, и пока мы доехали до места, пришлось пересечь ее три раза.

На берегу стали встречаться палатки туристов. Некоторые были с маленькими детьми. Я искренне радуюсь, когда вижу такие семьи.

После недолгих дебатов, выбрали место и поставили палатку. Палатка была у нас одна, мы с супругом спали в машине. Начало (или это конец?) Гумеровского ущелья выглядит, как тщательно ухоженный газон. Огромная поляна с редкими деревьями и короткой, очень чистой травой, будто ее только что скосили газонокосилкой.

По ущелью течет очень извилистая речка, как голубая лента танцовщицы, брошенная на зеленую ткань. Речка быстрая, чистая, говорливая. В большинстве мест ее можно перепрыгнуть или пройти по камушкам. Я сразу поднимаюсь на ближайшую гору.

Камень перемежается с почвой, застрявшей в каждой ямке. И везде, где только можно зацепиться корешками, растут деревья, травы и цветы. Из знакомых деревьев это сосны, березы, дубы. Картина в точности повторяет таиландский остров Панган, только до горизонта шумит не океан воды, а океан леса.

Здесь так же на голых камнях росли большие деревья, уходя корнями глубоко за водой, кругом лежали красивые валуны и цвели всевозможные цветы.

Красиво цветет очиток желтый. Ему не надо много места, а на бедной почве он получается более низким, компактным и красивым. Мне это растение близко знакомо, так как встречается в саду любого цветовода.

Очень много птиц. Трясогузки снуют со всех сторон с полными клювами жучков-паучков. Сейчас время вскармливания птенцов.

Вдруг вижу интересную бабочку, сидящую на цветке. Это белый Аполлон. В Удмуртии такая бабочка встречается крайне редко. Осторожно приближаюсь к ней, пытаясь сфотографировать. Подхожу ближе и ближе, а бабочка и не думает улетать. Возможно, был уже вечер, и она уселась спать, но когда я пересадила ее на палец, она и это восприняла как должное. Попозировала мне еще несколько минут и не спеша взмахнула крыльями.

Пытаюсь подняться на высокую гору, но уже смеркается, и попытку оставляю на завтрашнее утро.

Уже года два я не сидела у ночного костра, конечно, не считая ночные посиделки в саду. Здорово! Ты где-то далеко-далеко от родного дома сидишь у костерка, но совершенно нет ощущения, что ты на чужбине. Возможно, это связано с возрастом и незнанием иностранных языков, но в Таиланде у меня постоянно присутствовало чувство чужбины и оторванности от «своего стада».

Еще по приезду в ущелье, мы обратили внимание, что со всех сторон раздается очень громкое стрекотание, прямо, как в джунглях. Когда бродили по лугу в темноте Тимофей обнаружил, что это жуки, живущие в норках. Я сначала не поверила. В пологой горе, покрытой ровненькой травкой, действительно было множество норок, но я подумала, что это мышки. Однако при свете фонарика, когда мы засунули сантиметров на пятнадцать в норку травинку, за нее уцепился большущий черный жук и вылез наружу! Таких жуков я видела впервые. После возвращения из поездки, когда стала внимательно рассматривать фотографии, обнаружила, что жуки совсем разные. У некоторых на спине просто крылья, а у других какой-то узор, напоминающий чеканку. Оказалось – это полевой сверчок. Именно эти жуки и верещали постоянно так громко, будто где-то искрят электрические провода.

Спать мы легли после полуночи, но уснуть мне не удалось. За окном машины разворачивались какие-то диковинные картины. Огромный луг то заливало туманом, будто кто-то из огромного половника лил молоко на середину луга, а оно не спешило растекаться, образуя причудливые формы, то прилетевший ветерок подхватывал пушистые облака тумана и моментально рассеивал их. Картина менялась быстро и завораживала своей нереальностью.. Было ощущение, что находишься в темной фотолаборатории, а вокруг тебя, как в огромной ванночке с проявителем появляются на белой бумаге какие-то силуэты деревьев или гор. Они медленно проявляются, становясь все четче, но кадр меняется и снова только белая бумага… Спать не хотелось совсем. Темнота так и не опустилась на нас в эту ночь.

Не успело потухнуть небо от заката, как стало розоветь от утренней зори. Мы с супругом решили подняться на высокую гору. Перебравшись через речку, стали подниматься вверх. В некоторых местах трава стояла по пояс и через пять минут мы были по пояс же сырыми, но было тепло и особенных неприятностей это не причиняло. Идти прямо вверх невозможно, слишком круто. Приходится идти по синусоиде, при каждом повороте чуть поднимаясь вверх. Маленькие птички вылетают буквально из - под наших ног, но, сколько мы не пытались найти гнездо, успеха не достигли. Дойдя, примерно, до середины горы, останавливаемся и делаем снимки. Думаю, что таких туманов мне увидеть больше не удастся. По ущелью то дует ветер, то затихает, и туманы то стекают с гор, как белые реки, то моментально взвиваются вверх, проявляя спрятанные за ними горы. Чем выше, тем круче становится подъем. Глядя снизу казалось, что не составит большого труда взобраться наверх, но подойдя к последнему этапу, мы в нерешительности остановились

. Гора заканчивалась голыми скалами, по которым, конечно, вскарабкаться можно, но тащить туда супруга мне не позволила совесть, а ползти одной было очень страшно. Я вздохнула, что с нами нет Егора. Он-то бы заставил меня подняться наверх! Ну, значит, не судьба! Делаем привал у огромных глыб. Конечно, мы совершили ужасную глупость, испугавшись сырости, надели резиновые сапоги. Подниматься в гору в них неудобно, тяжело и скользко. Мы немного не дошли до вершины. Не факт, что поднявшись на нее было бы видно все окрестности с противоположной стороны. За ней могла располагаться другая, более высокая гора. Этим мы себя утешили и стали любоваться-фотографировать вид перед нами.

К сожалению, яркое солнце так и не взошло. Порой оно освещало какую-то гору перед нами, пробивая туман, и гора сверкала яркой зеленью, но тут же очередная порция тумана сваливалась с соседней горы или, наоборот, поднималась вверх, закрывая солнце. В такие минуты нужно бы любоваться, впитывая в себя эту красоту, но мне снова приходят грустные мысли о том, как плохо развит у нас в стране туризм! Как мало людей могут это видеть. А может, тем людям и видеть-то ничего не хочется? Начинаем спуск вниз. Толкаю небольшой камень, и он послушно катится, катится, катится… и исчезает где-то в зарослях травы, но по шуму слышно, что и она его не остановила. Остановится он на небольшой ровной полоске земли у самой речки. Там их много, камней больших и маленьких, скатившихся сверху. Мы находимся не так уж далеко от нашей Удмуртии, около шестисот километров к юго-востоку, но здесь очень много растений, которые у нас не растут и я не знаю их названий. Возвращаемся вниз. Наша молодежь еще спит. Начинаются туристические будни: умывание, завтрак. До полудня ничего особенного не происходит. Планировали проехать вверх по ущелью, но оказалось, что после сильных дождей, один из которых только что намочил и нас, на наших машинах проехать туда невозможно читать далее....

Категория: Мои путешествия | Добавил: lubates (21.12.2014)